ЮРИСТ В НОВОГИРЕЕВО (г.Москва). ТЕЛЕФОН: 8 (904) 581 24 30

2019-02-25

Ненадлежащее содержание автомобильной дороги


Несоблюдение лицом требований технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта в качестве подрядчика работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ.

Ненадлежащее содержание автомобильной дороги

Территориальное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в результате проведенного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения административным органом выявлены и отражены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении следующие нарушения: наличие снежно-ледяных отложений внутри трубы до начала паводка (слева, справа), повреждение дорожных сигнальных столбиков, наличие несанкционированных съездов, дефектов дорожных ограждений, снижающее их удерживающую способность, наличие занижения обочины, не отделенной от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см, наличие видимых разрушений открытой поверхности бортового камня, отсутствие остановочных комплексов, отсутствие дорожных знаков.
Полагая, что допущенные акционерным обществом нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 “Безопасность автомобильных дорог” подлежат квалификации как административное правонарушение по ст. 12.34 КоАП РФ, которое согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, арбитражный суд первой инстанции производство по делу прекратил, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ удовлетворила заявление административного органа, отменила принятые по делу судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Непосредственным объектом посягательства вмененного административным органом обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, устанавливающих минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям (п. 2 ст. 1 технического регламента Таможенного союза).
Учитывая диспозицию ст. 14.43 КоАП РФ и примечания к ней, административная ответственность по указанной статье установлена за сам факт нарушения норм и требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, безотносительно к последствиям действия (бездействия) правонарушителя и ущерба.
Выполняя на основании государственного контракта в качестве подрядчика работы по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального назначения, акционерное общество нарушило требования технического регламента Таможенного союза.
В связи с этим квалификация административным органом совершенного акционерным обществом деяния по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ является надлежащей.
При этом управление действовало в рамках предоставленных ему ст. 131 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. № 236 “О федеральном государственном транспортном надзоре” полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области транспортной безопасности и установленных п. 44 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Вместе с тем совершенное акционерным обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, но и на безопасность дорожного движения, т.е. на такое его состояние, которое отражает степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).
Непосредственным объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Таким образом, общественные отношения, связанные с содержанием автомобильных дорог, являются составной частью данного объекта административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Нарушив требования технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, акционерное общество совершило два административных правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ, вследствие чего, применительно к ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, возможно привлечение к ответственности как по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, так и по ст. 12.34 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении в отношении совершенных акционерным обществом деяний составлен не должностными лицами МВД России или Минобороны России как органов по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (п. 2 ст. 30 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, п. 2 постановления Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716 “О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения”) в рамках полномочий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а управлением.
Поэтому акционерное общество в данном случае подлежит привлечению к административной ответственности только по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий